Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям

Приложение к приказу

Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила организации учебного процессапо дистанционным образовательным технологиям (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и определяют порядок организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям в организациях образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

2. Организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологии (далее – ДОТ) осуществляется на основе государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования (далее – ГОСО), утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года                 № 604 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17669) и образовательных программ.

3. Реализация ДОТ осуществляется по телевизионным, сетевым и кейс-технологиям.

4. Нормы времени по видам учебной работы при планировании и организации учебного процесса с использованием ДОТ устанавливаются организациями образования самостоятельно.

5. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

1) образовательный портал – системно-организованная, взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов и сервисов Интернет, содержащая административно-академическую и учебно-методическую информацию, позволяющая организовать образовательный процесс по ДОТ;

2) программа DBA — программа DBA предназначена для подготовки управленческих кадров, менеджеров высшего звена, имеющих практический опыт, а также заинтересованных в проведении прикладных исследований для освоения и развития современных концепций и моделей менеджмента с присуждением степени доктора по профилю;

3) программа еxecutive МВА (далее – ЕМВА (экзекютив ЭмБиЭй)) – программа МВА, ориентированная на подготовку топ-менеджеров с учетом специфики целевой аудитории;

4) массовый открытый онлайн курс (далее – MOOК) – обучающий курс с массовым интерактивным участием с применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет;

5) программа МВА – программа по подготовке управленческих кадров, владеющих современными знаниями и навыками в области бизнеса, способных управлять процессами и кадровыми активами, формировать стратегию компании, уметь определять стратегические и оперативные задачи и добиваться их достижения с применением научного инструментария;

6) мультимедиа – комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео);

7) результаты обучения – подтвержденный оценкой объем знаний, умений, навыков, приобретенных, демонстрируемых обучающимся по освоению образовательной программы, и сформированные ценности, и отношения;

8) онлайн прокторинг – система верификации личности и подтверждения результатов прохождения онлайн-экзаменов;

9) цифровые образовательные ресурсы (далее –ЦОР) — это дидактические материалы по изучаемым дисциплинам и (или) модулям, обеспечивающие обучение в интерактивной форме: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, звукозаписи и иные цифровые учебные материалы;

10) тьютор – преподаватель, выступающий в роли академического консультанта студента по освоению конкретной дисциплины и (или) модуля;

11) неформальное образование – вид образования, осуществляемый организациями, которые предоставляют образовательные услуги, оказываемые без учета сроков и формы обучения, и сопровождается выдачей документа, подтверждающего результаты обучения;

12) цифровой контент – информационное наполнение цифровых учебных материалов (тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение);

13) сетевая технология — технология, включающая обеспечение учебно-методическими материалами, формы интерактивного взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом, а также администрирование учебного процесса на основе использования сети Интернет;

14) кейсовая технология — технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов на бумажных, электронных и прочих носителях и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения;

15) смешанное обучение – это организация образовательного процесса на основе сочетания традиционного очного обучения с онлайн обучением, в котором используются специальные электронные учебные материалы, размещенные на образовательном портале организации образования..

6. ДОТ применяются в отношении:

1) лиц с особыми образовательными потребностями, в том числе детей-инвалидов, инвалидов детства, инвалидов I и II групп на всех уровнях образования;

2) лиц, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющих возможности регулярно посещать организации образования;

3) осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы и к наказаниям не связанным с лишением свободы при наличии соответствующих технических условий в учреждении;

4) совершеннолетних лиц, совмещающих работу с получением технического и профессионального образования (при условии соответствия образования профилю работы);

5) обучающихся по сокращенным образовательным программам на базе технического и профессионального, послесреднего, высшего образования и по программам MBA(EMBA) и DBA;

6) обучающихся по образовательным программам высшего или послевузовского образования, включающим смешанное обучение;

7) выехавших за пределы государства по программам обмена обучающихся по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования, за исключением стипендиатов «Болашак»;

8) обучающихся по образовательным программам высшего образования, находящихся в длительной заграничной командировке (более 2-х месяцев);

9) обучающихся по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования в рамках программ академической мобильности;

10) иностранцев, в том числе лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Республики Казахстан, обучающихся по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования и находящихся за пределами государства;

11) обучающихся по образовательным программам дополнительного образования, среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования в условиях ограничительных мер соответствующих государственных органов, в том числе карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера на основании рекомендации уполномоченного органа в области образования.

7. ДОТ применяетсяпри всех предусмотренных законодательством Республики Казахстан формах получения образования, в том числев отношении неформального, дополнительного образований, переподготовки и повышения квалификации, в том числе на иностранных языках.

Глава 2. Порядок организации учебного процесса по ДОТ

8. Лица, изъявившие желание обучаться с использованиемДОТ, указанные в пункте 6 настоящих Правил (за исключением лиц, указанных в подпункте 11) пункта 6), предоставляют заявление в произвольной форме на имя руководителя организации образования о разрешении обучения с использованием ДОТ, на основании которого издается приказ руководителя организации образования. Приказ руководителя организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования издается на основании решения педагогического совета.

9. Организация образования обеспечивает обучающемуся (за исключением лиц, указанных в подпункте 11) пункта 6) индивидуальный учебный план, график освоения образовательной программы.

Индивидуальный график освоения образовательной программы разрабатывается на основе учебного плана организации образования.

При реализации образовательных программ или их частей с использованием ДОТ организация образования самостоятельно:

1) создает условия для функционирования образовательного интернет-портала информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;

2) определяет порядок оказания учебно-методического сопровождения учебного процесса, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

3) определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагога с обучающимся, и занятий с применением ДОТ;

4) обеспечивает доступ обучающихся к информационной системе, в которой находится весь учебный, справочный и методический материал, система тестирования, к электронным ресурсам и источникам;

5) принимает управленческие решения при возникновении обстоятельств, не зависящих от действий участников образовательного процесса.

При обучении в условиях ограничительных мер, в том числе карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера по рекомендации уполномоченного органа в области образования предусматривается:

1) отсутствие учебных занятий, проводимых путем взаимодействия педагога с обучающимся в аудитории;

2) организация производственного обучения и (или) профессиональной практики полностью или частично дистанционно при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии с руководителями практики в зависимости от специфики специальностей.

При этом предусматривается использование виртуальных лаборатории, симуляторов, тренажеров, позволяющих обучающимся осваивать профессиональные компетенции.

Организация образования вносит изменения в график учебного процесса в части определения сроков прохождения производственного обучения,  учебной и производственной практик без ущерба по общему объему часов, установленных учебным планом.

Консультации осуществляются в форме индивидуальных и групповых занятий.

При обучении лиц с особыми образовательными потребностями дистанционные образовательные технологии осуществляется прием-передача информации в доступных для них формах.

10. Для организации учебного процесса по ДОТ в организациях образования обеспечивается наличие:

1) образовательного портала и/или информационной системы со страницами, содержащими учебно-методическую и организационно-административную информацию для обучающихся;

2) коммуникационных каналов связи, обеспечивающих подключение к сети Интернет;

3) цифровых образовательных ресурсов;

4) сетевых систем управления обучением или сервиса через облачные вычисления;

5) системы аутентификации для идентификации личности обучающихся и слушателей;

6) в ОВПО структурного подразделения, ответственного за организацию учебного процесса по ДОТ.

11. Для осуществления учебного процесса по ДОТ организации образования:

1) создают условия для обучения педагогов, тьюторов и служб по реализации дистанционных образовательных технологий, разработки и обновления ЦОР и цифровых контентов;

2) обеспечивают взаимодействие между участниками учебного процесса по ДОТ (форум, чат, видео- и аудио- конференции);

3) обеспечивают доступ обучающихся и слушателей к электронным ресурсам,библиотекам организации образования и партнеров;

4) осуществляют мониторинг цифрового следа обучения обучающихся (посещаемость онлайн и офлайн занятий, выполняемость заданий, обратной связи).

12. Подготовка ЦОР осуществляется их разработчиками в соответствии с образовательной программой. Структура и содержание ЦОР определяется организациями образования самостоятельно.

13. ДОТ реализуются с проведением дистанционных учебных занятий в режиме онлайн, офлайн и самостоятельной работы обучающихся.

14. Учебные занятия в режиме онлайн предусматривают процесс учебного взаимодействия в режиме реального времени с применением цифровых технологий (вебинары, видеоконференция, посредством обмена сообщениями по сети Интернет).

При этом предусматривается использование ранее записанных видеолекции.

15. Учебные занятия в режиме офлайн предусматривают процесс учебного взаимодействия, при котором общение преподавателя и обучаемого проходит асинхронно (обеспечивает обучающемуся возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время и общение с педагогами с использованием средств связи).

16. Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая  аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5191).

В организациях среднего,технического и профессионального, послесреднего образования текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестации обучающихся осуществляются в соответствии с ГОСО, рабочим учебным планом и учебными программами.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с правилами, разрабатываемыми вузами самостоятельно в соответствии с Типовыми правилами деятельности организаций образования соответствующих типов, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17657).

17. Для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с использованием ДОТ:

1) организации среднего, технического и профессионального, послесреднего образования обеспечивают идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий их проведения;

2) организации высшего и (или) послевузовского образования (далее — ОВПО) обеспечивают применение технологий, в том числе технологий онлайн прокторинга, которые позволяют верифицировать обучающегося, отслеживать экран и поведение обучающегося, а также записывать весь экзамен на видео.

18. При подготовке кадров в соответствии с Перечнем специальностей и квалификаций технического и профессионального, послесреднего образования, получение которых в формах заочного и вечернего обучения, а также экстерната по специальностям культуры и искусства, физической культуры и спорта не допускается, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 февраля 2010 года № 40 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6111), организация образования использует ДОТ при изучении общеобразовательных, общегуманитарных, общепрофессиональных дисциплин. При этом объем занятий, проводимых с использованием ДОТ определяется организацией образования самостоятельно.

19. Обучение в ОВПО с использованием ДОТ на базе программы общего среднего образования не допускается, за исключением обучающихся по программам академической мобильности и иностранцев, в том числе лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Республики Казахстан, обучающихся по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования и находящихся за пределами государства.

20. Для выпускников организаций технического и профессионального или послесреднего образования в случае совпадения профиля образовательной программы высшего образования обучение с использованием ДОТ определяется ОВПО самостоятельно.

21. Для подготовки кадров по программам MBA с использованием ДОТ при изучении дисциплин предусматривается общий объем не более 30 академических кредитов за весь период обучения и не более 15 академических кредитов за весь период обучения соответственно по программам EMBA и DBA.

22. В ОВПО реализуется MOOК на собственных или на других онлайн-платформах, утвержденных ОВПО.

23. ОВПО до размещения на онлайн-платформе MOOК организовывают учебно-методическую экспертизу курсов и проводят апробацию.

24. ОВПО обеспечивает размещение разработанного курса на онлайн-платформе МООК и выдает сертификат слушателю в произвольной форме с указанием наименования ОВПО, фамилии и инициалов лица, наименование курса и объем кредитов.

25. Для подготовки кадров в сфере хореографии, инструментального исполнительства, авиационной техники и технологий, строительства, морской техники и технологий, здравоохранения, военного дела, ветеринарии на базе высшего образования при изучении дисциплин с использованием ДОТ  предусматривается общий объем не более 30 академических кредитов за весь период обучения.

26. ДОТ применяются по программам академической мобильности, обучающихся по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования при изучении дисциплин в общем объеме не более 60 академических кредитов за весь период обучения.

27. При реализации двудипломных программ и по программам обмена обучающихся ДОТ применяются для обучающихся по образовательной программе высшего образования при изучении дисциплин в общем объеме не более 120 академических кредитов и по образовательной программе магистратуры не более 60 академических кредитов.

28. В случае чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, включающая предупреждение и лечение заболеваний населения, санитарно-противоэпидемические и санитарно-профилактические мероприятия допускается изучение дисциплин обучающимся большего объема академических кредитов с применением ДОТ по программам академической мобильности и при реализации двудипломных и (или) совместных программ.

29. Порядок организации и разрешения на обучение с применением ДОТ по программам академической мобильности в рамках международных договоров (соглашений) в области образования определяется ОВПО самостоятельно.