+7(7232)71-21-01

vko@orleu-edu.kz

ВКО, г. Усть-Каменогорск

улица Киевская, 69

Share on facebook
Share on twitter
Share on google
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям

Приложение к приказу

Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила организации учебного процессапо дистанционным образовательным технологиям (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и определяют порядок организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям в организациях образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

2. Организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологии (далее – ДОТ) осуществляется на основе государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования (далее – ГОСО), утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года                 № 604 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17669) и образовательных программ.

3. Реализация ДОТ осуществляется по телевизионным, сетевым и кейс-технологиям.

4. Нормы времени по видам учебной работы при планировании и организации учебного процесса с использованием ДОТ устанавливаются организациями образования самостоятельно.

5. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

1) образовательный портал – системно-организованная, взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов и сервисов Интернет, содержащая административно-академическую и учебно-методическую информацию, позволяющая организовать образовательный процесс по ДОТ;

2) программа DBA — программа DBA предназначена для подготовки управленческих кадров, менеджеров высшего звена, имеющих практический опыт, а также заинтересованных в проведении прикладных исследований для освоения и развития современных концепций и моделей менеджмента с присуждением степени доктора по профилю;

3) программа еxecutive МВА (далее – ЕМВА (экзекютив ЭмБиЭй)) – программа МВА, ориентированная на подготовку топ-менеджеров с учетом специфики целевой аудитории;

4) массовый открытый онлайн курс (далее – MOOК) – обучающий курс с массовым интерактивным участием с применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет;

5) программа МВА – программа по подготовке управленческих кадров, владеющих современными знаниями и навыками в области бизнеса, способных управлять процессами и кадровыми активами, формировать стратегию компании, уметь определять стратегические и оперативные задачи и добиваться их достижения с применением научного инструментария;

6) мультимедиа – комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео);

7) результаты обучения – подтвержденный оценкой объем знаний, умений, навыков, приобретенных, демонстрируемых обучающимся по освоению образовательной программы, и сформированные ценности, и отношения;

8) онлайн прокторинг – система верификации личности и подтверждения результатов прохождения онлайн-экзаменов;

9) цифровые образовательные ресурсы (далее –ЦОР) — это дидактические материалы по изучаемым дисциплинам и (или) модулям, обеспечивающие обучение в интерактивной форме: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, звукозаписи и иные цифровые учебные материалы;

10) тьютор – преподаватель, выступающий в роли академического консультанта студента по освоению конкретной дисциплины и (или) модуля;

11) неформальное образование – вид образования, осуществляемый организациями, которые предоставляют образовательные услуги, оказываемые без учета сроков и формы обучения, и сопровождается выдачей документа, подтверждающего результаты обучения;

12) цифровой контент – информационное наполнение цифровых учебных материалов (тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение);

13) сетевая технология — технология, включающая обеспечение учебно-методическими материалами, формы интерактивного взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом, а также администрирование учебного процесса на основе использования сети Интернет;

14) кейсовая технология — технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов на бумажных, электронных и прочих носителях и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения;

15) смешанное обучение – это организация образовательного процесса на основе сочетания традиционного очного обучения с онлайн обучением, в котором используются специальные электронные учебные материалы, размещенные на образовательном портале организации образования..

6. ДОТ применяются в отношении:

1) лиц с особыми образовательными потребностями, в том числе детей-инвалидов, инвалидов детства, инвалидов I и II групп на всех уровнях образования;

2) лиц, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющих возможности регулярно посещать организации образования;

3) осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы и к наказаниям не связанным с лишением свободы при наличии соответствующих технических условий в учреждении;

4) совершеннолетних лиц, совмещающих работу с получением технического и профессионального образования (при условии соответствия образования профилю работы);

5) обучающихся по сокращенным образовательным программам на базе технического и профессионального, послесреднего, высшего образования и по программам MBA(EMBA) и DBA;

6) обучающихся по образовательным программам высшего или послевузовского образования, включающим смешанное обучение;

7) выехавших за пределы государства по программам обмена обучающихся по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования, за исключением стипендиатов «Болашак»;

8) обучающихся по образовательным программам высшего образования, находящихся в длительной заграничной командировке (более 2-х месяцев);

9) обучающихся по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования в рамках программ академической мобильности;

10) иностранцев, в том числе лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Республики Казахстан, обучающихся по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования и находящихся за пределами государства;

11) обучающихся по образовательным программам дополнительного образования, среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования в условиях ограничительных мер соответствующих государственных органов, в том числе карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера на основании рекомендации уполномоченного органа в области образования.

7. ДОТ применяетсяпри всех предусмотренных законодательством Республики Казахстан формах получения образования, в том числев отношении неформального, дополнительного образований, переподготовки и повышения квалификации, в том числе на иностранных языках.

Глава 2. Порядок организации учебного процесса по ДОТ

8. Лица, изъявившие желание обучаться с использованиемДОТ, указанные в пункте 6 настоящих Правил (за исключением лиц, указанных в подпункте 11) пункта 6), предоставляют заявление в произвольной форме на имя руководителя организации образования о разрешении обучения с использованием ДОТ, на основании которого издается приказ руководителя организации образования. Приказ руководителя организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования издается на основании решения педагогического совета.

9. Организация образования обеспечивает обучающемуся (за исключением лиц, указанных в подпункте 11) пункта 6) индивидуальный учебный план, график освоения образовательной программы.

Индивидуальный график освоения образовательной программы разрабатывается на основе учебного плана организации образования.

При реализации образовательных программ или их частей с использованием ДОТ организация образования самостоятельно:

1) создает условия для функционирования образовательного интернет-портала информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;

2) определяет порядок оказания учебно-методического сопровождения учебного процесса, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

3) определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагога с обучающимся, и занятий с применением ДОТ;

4) обеспечивает доступ обучающихся к информационной системе, в которой находится весь учебный, справочный и методический материал, система тестирования, к электронным ресурсам и источникам;

5) принимает управленческие решения при возникновении обстоятельств, не зависящих от действий участников образовательного процесса.

При обучении в условиях ограничительных мер, в том числе карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера по рекомендации уполномоченного органа в области образования предусматривается:

1) отсутствие учебных занятий, проводимых путем взаимодействия педагога с обучающимся в аудитории;

2) организация производственного обучения и (или) профессиональной практики полностью или частично дистанционно при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии с руководителями практики в зависимости от специфики специальностей.

При этом предусматривается использование виртуальных лаборатории, симуляторов, тренажеров, позволяющих обучающимся осваивать профессиональные компетенции.

Организация образования вносит изменения в график учебного процесса в части определения сроков прохождения производственного обучения,  учебной и производственной практик без ущерба по общему объему часов, установленных учебным планом.

Консультации осуществляются в форме индивидуальных и групповых занятий.

При обучении лиц с особыми образовательными потребностями дистанционные образовательные технологии осуществляется прием-передача информации в доступных для них формах.

10. Для организации учебного процесса по ДОТ в организациях образования обеспечивается наличие:

1) образовательного портала и/или информационной системы со страницами, содержащими учебно-методическую и организационно-административную информацию для обучающихся;

2) коммуникационных каналов связи, обеспечивающих подключение к сети Интернет;

3) цифровых образовательных ресурсов;

4) сетевых систем управления обучением или сервиса через облачные вычисления;

5) системы аутентификации для идентификации личности обучающихся и слушателей;

6) в ОВПО структурного подразделения, ответственного за организацию учебного процесса по ДОТ.

11. Для осуществления учебного процесса по ДОТ организации образования:

1) создают условия для обучения педагогов, тьюторов и служб по реализации дистанционных образовательных технологий, разработки и обновления ЦОР и цифровых контентов;

2) обеспечивают взаимодействие между участниками учебного процесса по ДОТ (форум, чат, видео- и аудио- конференции);

3) обеспечивают доступ обучающихся и слушателей к электронным ресурсам,библиотекам организации образования и партнеров;

4) осуществляют мониторинг цифрового следа обучения обучающихся (посещаемость онлайн и офлайн занятий, выполняемость заданий, обратной связи).

12. Подготовка ЦОР осуществляется их разработчиками в соответствии с образовательной программой. Структура и содержание ЦОР определяется организациями образования самостоятельно.

13. ДОТ реализуются с проведением дистанционных учебных занятий в режиме онлайн, офлайн и самостоятельной работы обучающихся.

14. Учебные занятия в режиме онлайн предусматривают процесс учебного взаимодействия в режиме реального времени с применением цифровых технологий (вебинары, видеоконференция, посредством обмена сообщениями по сети Интернет).

При этом предусматривается использование ранее записанных видеолекции.

15. Учебные занятия в режиме офлайн предусматривают процесс учебного взаимодействия, при котором общение преподавателя и обучаемого проходит асинхронно (обеспечивает обучающемуся возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время и общение с педагогами с использованием средств связи).

16. Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая  аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5191).

В организациях среднего,технического и профессионального, послесреднего образования текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестации обучающихся осуществляются в соответствии с ГОСО, рабочим учебным планом и учебными программами.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с правилами, разрабатываемыми вузами самостоятельно в соответствии с Типовыми правилами деятельности организаций образования соответствующих типов, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17657).

17. Для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с использованием ДОТ:

1) организации среднего, технического и профессионального, послесреднего образования обеспечивают идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий их проведения;

2) организации высшего и (или) послевузовского образования (далее — ОВПО) обеспечивают применение технологий, в том числе технологий онлайн прокторинга, которые позволяют верифицировать обучающегося, отслеживать экран и поведение обучающегося, а также записывать весь экзамен на видео.

18. При подготовке кадров в соответствии с Перечнем специальностей и квалификаций технического и профессионального, послесреднего образования, получение которых в формах заочного и вечернего обучения, а также экстерната по специальностям культуры и искусства, физической культуры и спорта не допускается, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 февраля 2010 года № 40 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6111), организация образования использует ДОТ при изучении общеобразовательных, общегуманитарных, общепрофессиональных дисциплин. При этом объем занятий, проводимых с использованием ДОТ определяется организацией образования самостоятельно.

19. Обучение в ОВПО с использованием ДОТ на базе программы общего среднего образования не допускается, за исключением обучающихся по программам академической мобильности и иностранцев, в том числе лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Республики Казахстан, обучающихся по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования и находящихся за пределами государства.

20. Для выпускников организаций технического и профессионального или послесреднего образования в случае совпадения профиля образовательной программы высшего образования обучение с использованием ДОТ определяется ОВПО самостоятельно.

21. Для подготовки кадров по программам MBA с использованием ДОТ при изучении дисциплин предусматривается общий объем не более 30 академических кредитов за весь период обучения и не более 15 академических кредитов за весь период обучения соответственно по программам EMBA и DBA.

22. В ОВПО реализуется MOOК на собственных или на других онлайн-платформах, утвержденных ОВПО.

23. ОВПО до размещения на онлайн-платформе MOOК организовывают учебно-методическую экспертизу курсов и проводят апробацию.

24. ОВПО обеспечивает размещение разработанного курса на онлайн-платформе МООК и выдает сертификат слушателю в произвольной форме с указанием наименования ОВПО, фамилии и инициалов лица, наименование курса и объем кредитов.

25. Для подготовки кадров в сфере хореографии, инструментального исполнительства, авиационной техники и технологий, строительства, морской техники и технологий, здравоохранения, военного дела, ветеринарии на базе высшего образования при изучении дисциплин с использованием ДОТ  предусматривается общий объем не более 30 академических кредитов за весь период обучения.

26. ДОТ применяются по программам академической мобильности, обучающихся по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования при изучении дисциплин в общем объеме не более 60 академических кредитов за весь период обучения.

27. При реализации двудипломных программ и по программам обмена обучающихся ДОТ применяются для обучающихся по образовательной программе высшего образования при изучении дисциплин в общем объеме не более 120 академических кредитов и по образовательной программе магистратуры не более 60 академических кредитов.

28. В случае чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, включающая предупреждение и лечение заболеваний населения, санитарно-противоэпидемические и санитарно-профилактические мероприятия допускается изучение дисциплин обучающимся большего объема академических кредитов с применением ДОТ по программам академической мобильности и при реализации двудипломных и (или) совместных программ.

29. Порядок организации и разрешения на обучение с применением ДОТ по программам академической мобильности в рамках международных договоров (соглашений) в области образования определяется ОВПО самостоятельно.